Фото и видео материалы школьников размещены в блоге с письменного разрешения их родителей. Творческие работы (проекты) опубликованы с согласия авторов. В соответствии с Законом об авторском праве копирование, скачивание и использование материалов ресурса разрешается только с указанием автора и размещением активной ссылки на блог


Творчество - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. (Н. Островский)

29 августа 2015 г.

Конкурсы педагогического мастерства - залог профессионального роста

Уважаемые коллеги! В канун нового учебного года традиционно в школах проводятся августовские педагогические советы, на которых анализируются итоги прошедшего года и формулируются новые задачи. На таком мероприятии в нашей школе я выступала содокладчиком, раскрывая пути профессионального роста учителя. Предлагаю вам содержание выступления.


Эффективной формой самореализации и самосовершенствования учителя являются профессиональные конкурсы педагогического мастерства. "Конкурс педагогического мастерства - это соревнование учителей в педагогическом профессионализме, умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном" (Алеева Э.Г., участник конкурса "Педагог года").
Результативность участия в конкурсах проектов моих учеников привели меня к мысли о том, что мой педагогический опыт заслуживает внимания коллег. Поэтому в мае 2009 года совместно с методистом школы мною была обобщена система работы по методу проектов и оформлен пакет документов для конкурса на получение премии Губернатора ХМАО-Югры. Победа в конкурсе значительно повысила мою самооценку.
В октябре этого же года администрация школы выдвинула мою кандидатуру для участия в городском конкурсе профессионального мастерства "Педагог года города Нижневартовска-2010". Передовой педагогический опыт был уже обобщён, теперь предстояло его представить. Не скрою, было очень сложно. Ещё и потому, что  конкурс закрытый, в нашей школе не было человека, который бы когда-то участвовал в очном этапе конкурса. По итогам конкурсных испытаний тогда я вошла лишь в число финалистов. Поэт Яков Белинский сказал: "...и в каждой твоей неудаче кто-то хитро спрятал начало успеха".
Конкурс для меня стал источником вдохновения и проверкой на прочность, помог сформировать представление о собственных возможностях, переосмыслить свою деятельность. Все систематизированные и представленные на конкурс материалы были опубликованы в блог-порфолио, который, собственно, и был открыт как одно из условий участия в конкурсе.
А уже весной следующего года в нашем городе состоялся дистанционный конкурс "Лучший web-портфолио педагога", организаторы конкурса ненавязчиво помогли нам, участникам, усовершенствовать свои блоги.
Победа в городском  конкурсе вдохновила меня, во-первых, на дальнейшее ведение блога; во-вторых, на участие в подобных конкурсах более высокого уровня. Спустя 5 лет, весной 2015 года авторский блог стал победителем уже всероссийского профессионального педагогического конкурса конкурса сайтов и блогов, который был организован Томским педагогическим университетом на сайте "Педагогическая планета".
От коллег-блогеров я узнала о дистанционных профессиональных конкурсах. Значимым для меня стало участие в международном конкурсе "Мой лучший урок технологии", организованном на портале  "Непрерывная подготовка учителя технологии" Ульяновского педагогического университета. В результате участия в конкурсе был получен опыт дистанционного общения с коллегами-новаторами со всей страны. С некоторыми из них мы общаемся уже несколько лет. По итогам этого конкурса я стала финалистом. А на следующий год организаторы этого дистанционного мероприятия для учителей технологии пригласили меня в состав экспертной группы. Работа в жюри профессиональных конкурсов требует, конечно, много времени, обостряет чувство ответственности, дисциплинирует, развивает способность на расстоянии в составе единой команды.
К слову сказать, сейчас я имею опыт участия в командных профессиональных конкурсах. Два года подряд группа учителей нашей школы становилась победительницей городских  конкурсов "Педагогические инициативы". Эти конкурсы педагогического мастерства помогли продемонстрировать креативность и высокий уровень компетентности в области современных технологий, повысить престиж школы.
Материалы всех конкурсов педагогического мастерства, в которых я участвовала последние 5 лет, систематизированные в авторском блоге-портфолио, существенно облегчили для меня работу по составлению отчёта для подтверждения категории при аттестации.
Сформулирую несколько советов для коллег, которые решили впервые участвовать в профессиональных конкурсах.
1. Начать лучше с дистанционного конкурса или конкурса в составе группы педагогов. Как говориться: "Ум - хорошо, а два - лучше".
2. Профессиональные конкурсы проводятся в течение всего учебного года. Информацию о их проведении можно получить из разных источников.
3. Перед принятием решения об участии в конкурсе внимательно прочитайте Положение конкурса, в котором обозначены цели, задачи, условия, критерии оценивания результата, сроки проведения.
4. Решив участвовать в конкурсе, не откладывайте работу по подготовке материала конкурса. Составьте для себя план оформления документации с указанием сроков. Удобнее делать это в методические дни. Помните, что "лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть".
5. Все материалы, отправляемые на конкурс, должны быть изложены без ошибок, с применением терминологии и оформлены строго по требованиям конкурса. А вот содержание должно быть нестандартным, творческим и актуальным для современной педагогики.
6. Не стесняйтесь обращаться к коллегам за советом. Взгляд "со стороны" очень важен, особенно для молодых педагогов.
7. Созданный методический материал тщательно систематизируйте, организуйте собственную методическую копилку.
Желаю удачи!
         

2 комментария:

  1. С удовольствием познакомилась с материалом. Актуальная и интересная тема. Татьяна Геннадьевна, вы как всегда на высоте! С уважением и наилучшими пожеланиями, Светлана Юрьевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Юрьевна, за комментарий. Пока не возникла такая необходимость, не задумывалась о количестве конкурсов, в которых принимала участие и о том, какое значение они имели для формирования уровня самооценки учителя :) Надеюсь, моя искренняя "исповедь" кого-то из коллег вдохновит на участие в профессинальных конкурсах.

      Удалить