В образовательной деятельности отметка – не самое главное, но любая деятельность учащихся всегда оценивается учителем. Это не всегда просто. Не вызывает сомнений у подростков и их родителей только оценка аргументированная. Предлагаю познакомиться со своим опытом работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии в 5-7 классах, которая позволяет объективно оценить работу учащихся, а также:
- учит ребёнка самому оценивать себя;
- выявляет причины снижения качества успеваемости;
- показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
- развивает общеучебные умения и навыки;
- воспитывает дисциплинированность;
- улучшает психологический климат на уроке.
Традиционный урок технологии помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этапов все учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждая ученица суммирует полученные отметки и определяет итоговую, которая выставляется в журнал. Например: 5+5+5+5=19:4=5. Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапы урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.
Разберём подробнее процесс оценивания.
На этапе проверки готовности к уроку выявляется наличие у детей учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5) необходимые для урока специальные материалы.
Этап повторения знаний можно проводить в различной форме, но важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика. Чаще всего мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение – определение понятия, а последнее слово – термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.
На этапе проверки домашнего задания формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей.Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими: 1) наличие названия работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета). По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.
При проверке практической работы на урокекритериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы «Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность строчки; 2) наличие закрепления строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины шва требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.
Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Ребята активно участвуют в процессе оценивания, поэтому по данным анкетирования, проводимого учителем, более 90% учащихся считают, что отметки на уроках выставляются справедливо, одобряют стиль ведения уроков и форму оценивания.
Опыт работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии был представлен на заседании городского методического объединения учителей технологии, вызвал интерес и получил одобрение коллег. Используется в работе учителями технологии школ №10, 34, 12, 30 нашего города. Оценочный лист
- учит ребёнка самому оценивать себя;
- выявляет причины снижения качества успеваемости;
- показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
- развивает общеучебные умения и навыки;
- воспитывает дисциплинированность;
- улучшает психологический климат на уроке.
Традиционный урок технологии помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этапов все учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждая ученица суммирует полученные отметки и определяет итоговую, которая выставляется в журнал. Например: 5+5+5+5=19:4=5. Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапы урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.
Разберём подробнее процесс оценивания.
На этапе проверки готовности к уроку выявляется наличие у детей учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5) необходимые для урока специальные материалы.
Этап повторения знаний можно проводить в различной форме, но важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика. Чаще всего мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение – определение понятия, а последнее слово – термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.
На этапе проверки домашнего задания формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей.Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими: 1) наличие названия работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета). По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.
При проверке практической работы на урокекритериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы «Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность строчки; 2) наличие закрепления строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины шва требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.
Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Ребята активно участвуют в процессе оценивания, поэтому по данным анкетирования, проводимого учителем, более 90% учащихся считают, что отметки на уроках выставляются справедливо, одобряют стиль ведения уроков и форму оценивания.
Опыт работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии был представлен на заседании городского методического объединения учителей технологии, вызвал интерес и получил одобрение коллег. Используется в работе учителями технологии школ №10, 34, 12, 30 нашего города. Оценочный лист
Интересная идея! Надо будет попробовать.
ОтветитьУдалитьА попробовать действительно стоит. Первое время может показаться трудоёмко, но со временем и учитель, и дети почувствуют, на сколько легче и, главное, демократичнее проходит этап оценивания.
ОтветитьУдалитьТатьяна Геннадьевна, мне кажется, что у Вас оценка и отметка в одном лице. Может, я и ошибаюсь.
ОтветитьУдалитьНаткнулась на Ваш блог, многое взяла для своего сайта. Спасибо!
Уважаемая Елена (?), спасибо за комментарий.
ОтветитьУдалитьКонечно, с понятийной точки зрения "оценка" и "отметка" - это разные "вещи". На мой взгляд, в статье они разведены. Кстати, описание этого пед. опыта опубликовано в журнале "Школа и производство" №5 за 2011 год. (см. ярлык блога "Мои печат. публикации)
Очень рада, что мой блог оказался Вам полезен, надеюсь на более подробную информацию о том, что именно Вы "выудили" с блога. Буду рада "видеть" Вас в числе ПОСТОЯННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ, с удовольствием посетила бы и Ваш сайт.
Надеюсь на продолжение общения.
Спасибо большое! Возьму на заметку! На уроках технологии в начальных классах стоит попробовать!
ОтветитьУдалитьНечто подобное очень давно я увидела на уроке математики у коллеги по школе. Адаптировала под свой предмет и успешно использую уже много лет. Так что, можно идею использовать и на других уроках, не только технологии...:)
Удалитьприкольная штука (оценочный лист не надо писать в ручную и все так оккуратно будет ))))P.s.Малова Елена.
ОтветитьУдалитьСпасибо, возьмём на вооружение. Ценная информация. Вообще публикация в таком журнале много го стоит!
ОтветитьУдалитьСпасибо:) В научно-методическом журнале "Школа и производство" опубликовано уже 4 авторских статьи за два последних года. Так что, это реально, надо только обобщить свой опыт работы.
УдалитьОценочный лист очень хорош тем,что ребенок сам себе ставит оценку и учителю, только и остается, чтоб выставить его в журнал. Молодец, Татьяна Геннадьевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо, коллега, за комментарий и внимание к моему опыту работы.
УдалитьРазработала похожий отметочный лист, адаптировала под свои критерии и требования. Спасибо огромное! М.Сотник
ОтветитьУдалитьЖелаю успехов в освоении методики оценочной деятельности. Это очень важный аспект в работе учителя. Помните, как у А.С. Грибоедова: "А судьи кто?". Оценить работу ученика порой бывает очень трудно. Но когда в системе налажена работа по самооцениванию - разработаны критерии оценивания, школьники научены это правильно делать- вопросы по поводу отметки в журнале практически и не возникают.
Удалить